Адриатическое море Хорватия

Трогир – Дубровник – Трогир

Было жарко. Яхта конечно же не была готова, зато тетушка в ресепшн меня узнала и почти мне обрадовалась. В марине делать было нечего, мы оставили вещи и отправились в Трогир всей нашей командой. К пяти часам мы вернулись в марину, начали погрузку на яхту «Bela Veronika» (Вероника Прекрасная) Sun-Odyssei 35. Дальше были неизбежные хлопоты по приемке и обживанию яхты. Сдавал мне яхту тот же ленивый перец, что и год назад. Яхта была почти комплектна, за исключением нескольких мелочей. А где находится переключатель танков с водой Ленивец мне показать не смог – видно и сам не знал. Вечером после семи вся наша немногочисленная команда отправилась обратно в Трогир ужинать в старом городе. Ужинали мы в ресторанчике с крышей из звездного неба – ее просто не было поскольку ресторанчик располагался в очень ветхом здании, от второго этажа которого остались одни стены. Пока мы ужинали, над нами по остаткам второго этажа расхаживал кот, я опасался что он на нас что-нибудь уронит или свалится сам. Вечером довольно ощутимо похолодало после жаркого дня, дул ветер, а некоторые легкомысленные члены нашей команды были одеты в одних футболках.

Первая ночь на «Прекрасной Веронике» прошла неспокойно. Рядом с моей каютой оказался холодильник, который ввиду теплой погоды бурчал непрерывно, и я его слушал большую часть ночи, а потом пристрелил.

Утро пасмурное, с кратковременными моросящими дождями. Дожди принес циклон, накрывший северную адриатику. На сегодняшний день программа максимум – дойти до острова Вис. Если погода не пустит на Вис (остров расположен в открытом море на удалении 30 миль от Трогира), тогда идем на остров Золта (Solta) – это сильно ближе.

Начало нашего пути оказалось многообещающим: при отчаливании из Трогира мне удалось намотать на винт причальный канат, находящийся в воде (за него швартуют нос яхты, а корму вяжут к пирсу). Двигатель оказался парализован, мы крикнули «хелп» даже еще не уйдя из марины. Потом мы около часа болтались в яхте, отпихиваясь от зашвартованных в марине яхт, благо их было уже не так много, мы уходили в числе последних. Наконец пришел дайвер, он с полчаса пыхтел под нашей «Вероникой» срезая канат с винта, при этом сломал два ножа. Вероятно в процессе срезания он поминал нас разными нехорошими словами, которые к счастью могли слышать только рыбы. Наконец «Вероника» снова свободна, мотор снова работает и я вывожу яхту на оперативный простор. При покидании марины персонал   очень переживал за нас (скорее впрочем не за нас а за свою яхту) – они жестами подсказывали мне правильные действия при меневрировании.

По бухте Трогира идем под мотором. Помня прошлогодние злоключения, я снял координаты всех ключевых ориентиров (островов и мысов) на случай возвращения при плохой видимости. Кстати сказать, в проливе между Чиово и материком, куда мы год назад ломились ночью, на островке-скале установлен большой маяк. Но насколько мне помнится, он тогда не подавал световых сигналов – видимо был неисправен.

В открытом море ветер юго-западный, слабый, не больше трех баллов. Мы поставили паруса и вскоре дошли до острова Зольта. Ветер окончательно прокис, временами накрапывал мелкий дождь. Погода пускала нас дальше только под мотором. Провел совещание – мы решили идти дальше на Вис и продолжили путь с убранными парусами. Ветра почти не было, зато была довольно большая мертвая зыбь, дававшая бортовую качку. Надо отметить, что находиться долго внизу (в кубрике или в каютах яхты) весьма неприятно когда двигаемся под мотором – начинает ощущаться морская болезнь. К острову Вис мы подошли ближе к 19:00, зашвартовались без проблем примерно в 20:00 в бухте городка Вис. На воде мы находились около восьми часов, пройдено 30 миль, из них 25 под мотором.

Сегодня первый полноценный ходовой день под парусами. Старинный городок Вис всем нам очень понравился. Его основали еще древние греки (Исса), он назван по имени острова на котором расположен в глубине закрытой бухты. Вис чем то напоминает своего побратима – городок Старый Град на острове Хвар (тот также основан древними греками). Также как и Старый Град, Вис очень чист и опрятен. В нем нет роскошных вилл, но при этом местные жители очень ревностно блюдут свой городок: мы наблюдали стрижку травы, растущей между камней каменных стен.

Позавтракав на лодке, мы стали готовиться к выходу в море. Погода жаркая, небо безоблачное. Мы отчалили от Виса в числе последних из яхт швартовавшихся рядом с нами. Идем на восток на остров Коркула, городок Вела Лука. В море ветер 3 – 4 балла, дует с юга для нас галфвинд – позволяет идти без смены галсов весь запланированный на сегодня маршрут. Под этим ветром мы прошли порядка 26 миль и подошли к проливу ведущему в глубокую бухту, к городку Вела Лука.

В небе на востоке на горизонте стали видны перистые и чечевицеобразные облака – признак меняющейся погоды.

Уже находясь в проливе решаем встать на якорь у маленького островка, чтобы перекусить и искупаться. Однако встать на якорь не удалось – выяснилось что пульт управления якорной лебедкой не работает. Пришлось купаться по-быстрому, поставив яхту в дрейф, благо ветер был несильный, для страховки мы выбросили на канате в качестве поплавка фендер, чтобы можно было успеть схватиться за веревку если яхта задумает сама пойти погулять.

В Вела Луку мы пришли после 19:00, заходили в бухту навстречу усиливающемуся восточному ветру. Места для швартовки для нас не оказалось – в этом городке их очень немного. Потому встали привязавшись к плавучему бую. Восточный ветер (местными жителями он зовется Сирокко), дующий через сушу, усилился настолько, что я передумал купаться. Комфортно было находиться только внутри яхты, которую Сирокко отлично проветривал и при этом мотал вокруг швартовочного буя как качели. Яхта наша типа Sun-Odyssei 35 оказалась не такой простой: не работала лебедка якоря, мы не нашли где переключаются танки с пресной водой (первый мы уже израсходовали), плохо зажигался газ в плите. Пришлось звонить запрашивать помощь. Как я понял специалисты чартерной компании сами не очень хорошо знают этот тип яхт, но в итоге мы разобрались перерыв все отсеки лодки.

Сирокко не стихая дул всю ночь и утром только усилился. И это притом, что стоим мы в закрытой от него бухте и он дует через довольно высокие берега острова Коркула. По плану наш следующий остров Ластово, а дует Сирокко по «трубе» пролива как раз с того направления, куда нам нужно идти. Дело в том, что практически все большие острова у берегов Хорватии вытянутой формы, ориентированы вдоль побережья с юго-востока на северо-запад. Благодаря этому между островами образованы довольно длинные проливы (каналы). У меня большие сомнения в успешности перехода на Ластово – идти предстоит в лавировку вдоль длинного берега Коркулы около 20 миль. Решаю все-таки выйти в море попробовать яхту и ее команду на свежем ветре, не удаляясь далеко от Вела Луки – поблизости больше нет лучших бухт укрывающих от Сирокко. Чтобы пополнить запасы воды, швартуемся на час к пирсу. Отчалив, ставим носовой парус и Сирокко выкидывает нас из бухты Вела Лука со скоростью около 5 узлов. Выйдя в море поворачиваем к югу, идем вдоль скалистых берегов Коркулы, пока еще затеняющих нас от Сирокко. В порывах ветер достигает 22 узлов – сильно рифим носовой парус (оставили «носовой платок»), грот пока не ставим — идем в 5 узлов приближаясь к западному мысу Коркулы. Выходим в открытое море из затенения берега Коркулы, Сирокко дует в полный рост разгоняя приличную волну. Ставим грот, идем теперь уже на двух зарифленных парусах острым курсом на юг, пробуем идти в лавировку против Сирокко. Лодка идет устойчиво, но по генеральному курсу Сирокко нас не пускает, остров Ластово еле виден далеко на востоке. Уйдя от Коркулы на несколько миль в открытое море на юг, решаем вернуться в Велу Луку. В море мы видели еще несколько яхт под парусами. Кроме нас никто из них паруса не рифил! Но я пока опасаюсь экстрима. В Велу Луку мы вернулись около 17:00, при этом едва успели занять последнее оставшееся место для швартовки – были еще желающие. Потом мы все отправились в близлежащую пиццерию – ели пиццу и салаты, а также совершили небольшую прогулку и быстро осознали, что смотреть в этом городке особо нечего: грязно, пыльно, шумно, много автомашин.

Сирокко за ночь выдохся. Проснулись мы все рано, и нам удалось отчалить первыми – в 8:15, неплохой результат. Погода яхтенная – ветер 3 – 4 балла, юго-западный, небо ясное. Выйдя в море, мы пошли в галфвинд в направлении на остров Сусак – небольшой необитаемый остров с маяком, он находится открытом море к югу от Коркула/Вела Лука.

Ветер благоприятный, скорость на парусах 5 узлов, на воде мертвая зыбь – следы Сирокко. Около 11:00 дошли до острова Сусак и обошли его вокруг на моторе в поисках места для якорной стоянки. Остров этот окружен неприступными скалами, но на юге он имеет небольшую открытую бухту. Мы в ней пытались бросить якорь, но безуспешно – бухта весьма глубокая. Ограничились купанием в кильватере нашей яхты с выброшенным страховочным фендером на веревке. Несмотря на то, что остров закрывал нас от ветра, яхта дрейфовала со скоростью до двух узлов и угнаться за ней вплавь оказалось очень непросто и фендер (поплавок) на веревке оказался очень кстати.

Искупавшись мы пошли полным курсом в сторону острова Ластово. К 17:00 мы дошли до архипелага островов Ластово, пройдя под парусами порядка 28 миль. Ветер стал стихать и моя немногочисленная команда, видимо устав, потребовала швартоваться как можно быстрее. Потому дальше мы пошли под мотором. Примерно через час мы оказались в Чудо-Бухте, ради которой стоило забираться так далеко. Бухта закрытая, имеет вход с юга, со стороны открытого моря и итальянского берега. Вода в бухте очень чистая, прозрачная, в ней плавает много рыбы – хоть руками лови. Яхтенная стоянка прекрасно оборудована, имеет душ, электричество, пресную воду. Рядом единственный, но очень добротный ресторан, в котором мне захотелось что-нибудь поесть, несмотря на мое прохладное отношение к такого рода заведениям. Вокруг заповедник, турья мало, место не натоптанное, что для меня особенно ценно. Характерно то, что нашими соседями по стоянке оказалось несколько яхт из италии – видимо пересекли адриатику придя с итальянского берега. Вечер был тихий и теплый, ночь звездная. Из такого замечательного места совсем не хочется уходить.

IMGA0430

Утро ясное солнечное. Ветер пока слабый, но на небе перистые облака. Мы позавтракали на лодке традиционно геркулесовой кашей, потом отправились на пешеходную экскурсию по острову. Первое что мы увидели, выйдя из места стоянки на небольшую пустынную дорогу – это раздавленную автомобилем змею неизвестной породы. С учетом того, что автомобили в этих местах большая редкость, напрашивается вывод, что змеи наоборот совсем даже не редкость. Это открытие несколько поумерило мой пыл в части пешеходных прогулок по острову. А на острове есть куда пойти: на входе в бухту мы видели военные укрепления, оставшиеся от какой-то из войн. Идем по дороге, петляющей вдоль бухты. Солнце начинает палить нещадно. На наше счастье дорога сворачивает в сосновый лес, дающий вожделенную тень. В лесу мы находим тропу, спускающуюся к морю в небольшую скалистую бухточку. Приближается полдень, мы возвращаемся к яхте.

После обеда сытые и довольные отчаливаем и выходим в море около 15:00. Я прокладываю маршрут дальше на восток к острову Mljet (по нашему Млет или омлет, говорят островитяне любят омлет, отсюда и название острова).

Ветер попутный 3 – 4 балла, небо ясное, перистые облака. Чтобы выйти из затенения острова Ластово, идем в бакштаг, забирая к югу в открытое море (в италию). Южнее нас никаких островов больше нет вплоть до итальянского берега, который сам не виден, но на горизонте видны кучевые облака над ним. Примерно через час ветер начинает крепчать не меняя направления, он разгоняет приличную волну. Мы по-прежнему идем в бакштаг, но уже по направлению к нашей цели – острову Mljet. Скорость лодки возрастает с привычных 5 узлов до 6 и выше, лодку становится сложно удерживать на требуемом курсе из-за волны. В порывах ветер достигает 22 узлов. Встаю за штурвал, временами мне не удается удерживать лодку на курсе и нас тогда изрядно валяет бортовая волна. Пришлось убрать носовой парус. Лодка сразу пошла стабильнее со скоростью 4 – 5 узлов. К 19:00 мы приблизились к маяку на острове Mljet, ветер стал стихать. Мы пошли дальше вдоль острова под мотором, ища место для якорной стоянки. Примерно через час мы встали на якорь в закрытой бухте. Неподалеку от нас также на якоре стояла большая двухмачтовая шхуна. Берег близко, но он неприступен и непроходим: большие валуны и дремучий лес – выходить на берег не хочется.

Утро солнечное, отчалили около 11:00, пошли вдоль протяженого берега острова Mljet на восток в сторону Дубровника. Ветер попутный 4 балла, шли в бакштаг галсами. Остров Mljet образует с полуостровом Палесняк пролив длиной порядка 15 миль и шириной 3 – 4 мили (так называемый Млетский канал), вдоль которого мы резали волну, попутно рассматривая берега. К 17:00 мы миновали Млетский канал и вышли к небольшому островку Лопуд, зайдя в открытую бухту в западной части острова. На острове этом явно есть что посмотреть: форт, живописная набережная с пальмами, пляж. Но к нашему сожалению найти место для швартовки нам не удалось, потому встали на якорь, искупались. Бухта, в которой мы остановились, не дает защиты от юго-западного ветра (на котором мы и пришли) и от приличной волны, сопутствующей ветру. Потому она не вполне комфортна для ночлега на якоре. В 20:00 мы снимаемся с якоря и решаем идти в Дубровник, до которого мы не дошли порядка 8 миль. Ветер уже поутих и мы шли под мотором.

В Дубровник мы подошли уже в сумерках, швартовались в начале десятого в местном яхтклубе на гостевую стоянку. По соседству слева от нас оказалась зашвартована большая 55-футовая яхта с нашими соотечественниками. На этой яхте по моим подсчетам было четверо взрослых и трое детей, вроде бы они из Питера. Я позже познакомился со шкипером этой яхты Александром. Яхта оказалась частной, стоит она в Трогире в той самой марине, куда мы год назад пришли незабвенной ночью. Поздно вечером мы всей командой прогулялись вокруг бухты в которой нашли себе пристань. Бухта битком набита всякого рода катерами, яхтами, лодками которые, видимо, являются одним из основных видов транспорта для местных жителей. Вокруг бухты идет узкая улица, тротуар местами отсутствует полностью, приходилось идти по проезжей части рискуя угодить под проезжий транспорт, которого было довольно много для позднего времени суток. На набережной мы видели броневик и бронекатер, установленные в память недавней войны 1991 года с сербами. Оба сооружения явно кустарного изготовления, сделанные из подручных материалов. Ночью подул сильный ветер с гор, плескалась волна, гремели снасти яхт. На нашей лодке при сильном ветре периодически завывала какая-то снасть. Все это мешало спокойному сну команды «Вероники Прекрасной».

Утро солнечное, небо безоблачное, ночной ветер утих, очень жарко. После завтрака на лодке мы отыскали ближайший конзум и закупали там продукты. Потом мы вызвали такси и поехали на пешую экскурсию по старому Дубровнику – пешком туда идти очень далеко от места стоянки яхты. Около 15:00 мы вернулись к яхте, отобедали в местном ресторане яхтенного клуба (суп + салат).

Рыбный суп в хорватии можно заказывать безбоязненно – он практически везде вкусный, из свежепойманной рыбы. После обеда мы сразу же отчалили.

Перед выходом ходили платить за стоянку начальнику яхтклуба. Он оказался сукиным сыном – явно не любит нашего брата «руссо туристо», упорно отказывался распечатать мне прогноз погоды, в итоге распечатал его на хорватском языке.

Первая половина нашего маршрута осталась за кормой, мы начинаем путь назад в Трогир. Как только отчалили, сразу перестала мучить палящая жара. Ветер встречный, слабый. Идем под мотором, имея целью восточную бухту острова Лопуд – там должна быть неплохая якорная стоянка и песчаный пляж.

По пути к Лопуду к нашей яхте, подходила весьма близко большая рыба похожая на акулу. Я видел ее спинной плавник очень близко слева по ходу яхты – не более 5 метров. Это не был дельфин. Плавник был черного цвета высотой около 20 см, он показался из воды, развернулся и ушел под воду. Через мгновение он показался еще раз и больше я его не видел. В этот момент вся команда яхты кроме меня находилась в кубрике, так что подтвердить мои «показания по акуле» больше некому.

В бухте острова Лопуд оказалось много яхт, стоящих на якоре. С одной из них нам сигналили морзянкой с помощью мощного фонаря. Смысл сообщения я не разобрал, но сигналили со знакомой нам яхты «Анна-Мария» наши русскоязычные соседи по стоянке в Дубровнике. Пока мы вставали на якорь, «Анна-Мария» снялась с якоря и ушла в море, а мы остались ночевать в этой прекрасной бухте. Мы спустили на воду надувную лодку-тузик, водрузили на него мотор, который завелся с полоборота. После чего я перевез в два захода всю нашу команду на пляж. Солнце заходило и было уже не жарко. На пляже работал ресторан-бунгало, стояло несколько лежаков, играла музыка. Возвращались на яхту уже в сумерках, шли на веслах так как бензин в моторчике кончился. После шумного Дубровника я наслаждался чудесной якорной стоянкой, тихой ночью и звездным небом.

Утро ясное, ветра почти нет. Я пробовал спать на палубе укрывшись звездным одеялом. Получается неплохо если ночь безветренная. Единственная помеха – рано утром встает солнце, начинает припекать – пришлось перебраться в каюту. На «Веронике Прекрасной» уже сложились некоторые традиции: на завтрак овсянка/бутерброды/чай/кофе/иогурты. Вскоре после завтрака и купания вокруг яхты мы поднимаем якорь и отчаливаем. Когда в море штиль и жарко, мы ставим лодку в дрейф, привязываем фендер для страховки и плаваем вокруг яхты. Иногда приходится хвататься за страховочную веревку – это если яхта начинает дрейфовать даже под очень слабым ветром, даже при ходе в один узел яхту не так то просто догнать вплавь. Опять же я регулярно вспоминаю виденный мной рядом с яхтой спинной плавник неизвестной рыбы, которая вполне могла принадлежать семейству акул. Тем не менее это не мешает нашему купанию с яхты, только теперь я беру маску и внимательно просматриваю окрестности под водой во время купания. Сначала я планировал обходить остров Млет с юга, мористее, с заходом в дикую бухту с пляжем в юго – восточной оконечности острова. Но из-за слабого встречного ветра (1-3 балла – недостаточно для движения в лавировку ) пришлось скорректировать планы и мы пошли под мотором по млетскому каналу теперь уже в обратную сторону. Пролив этот имеет протяженность порядка 20 миль с северо-запада на юго-восток. Ветер западный, для нас встречный, с завидным постоянством не меняет направления уже несколько дней. Он был для нас очень удобен когда мы шли в сторону Дубровника и теперь мешает возвращаться назад в Трогир. Несколько часов мы шли под мотором с перерывами на купание с яхты, и пришли в бухту, подсказанную мне в Дубровнике Александром (соседом по причалу) как неплохое место для стоянки. Бухта имеет название Okulje, она расположена на острове Mljet в восьми милях от его восточной оконечности. Это маленькая, красивая, закрытая бухта с небольшим поселком и единственным ресторанчиком с собственным причалом. Стоянка бесплатная при условии, что мы воспользуемся услугами ресторанчика. Ресторанчик показался мне вполне вшивеньким, но нам пришлось пойти туда ужинать чем бог послал. В ресторанчике к нам приходили клянчить еду полудикие кошки, их там много. Все бы ничего в этой бухточке: чисто, удобно, красиво, но была и ложка дегтя – идущие где-то поблизости в горах работы создавали сильный грохот, разносившийся эхом по всей округе. Грохот прекратился только в 23:00, чтобы возобновиться утром. Ночь была тихая и теплая, я собрался было ночевать на палубе, но на соседней яхте оказалась очень словоохотливая англичанка, она болтала с кем-то по телефону так долго и самозабвенно, что я не захотев засыпать под ее болтовню, лег в своей каюте.

Утро солнечное, ветра нет, быстро становится жарко. По устоявшейся схеме мы купаемся, едим свою овсянку за завтраком в каюткомпании, неспешно отчаливаем в числе последних из наших соседей по причалу. Продолжаем путь на запад по млетскому каналу, большей частью под мотором, так как ветер встречный, слабый 2 – 3 балла. Его силы недостаточно чтобы идти под парусами в лавировку, и хотя мы несколько раз ставили паруса, но вскоре их убирали.

Пользуясь штилевой погодой, я тренирую свою команду на спасение человека за бортом – по очереди под мотором малым ходом они подводят лодку к человеку за бортом, его роль выполняет фендер с веревочкой, его «спасаем» с помощью багра.

С перерывами на купание мы двигаемся вдоль млетского канала, через несколько часов выходим из канала к восточной оконечности острова Коркула. Ветер для нас по-прежнему встречный, усилился до 4 баллов. Мы решаем остановиться в ближайшей к нам марине на острове Коркула в поселке Lumbarda.

Зашвартовались в марине без проблем. В марине есть все необходимое: электричество, вода, душ, рядом небольшой галечный пляж. Сходили искупаться на пляже, я предусмотрительно брал с собой ласты, так как в море полным полно морских ежей. После ужина у нас всех был променад по поселку Lumbarda. Променад получился коротким, потому что поселок очень невелик и ходить там особо некуда. Место это для нас оказалось удобно тем, что все удовольствия для нас находятся в шаговой доступности: пляж, магазин, душ, туалет. Есть еще ресторанчики, но мы в них не ходили. В этот день был какой-то ответственный матч европейского чемпионата по футболу – местное население и туристы засели в ресторанчиках у экранов телевизоров и болели шумно реагируя на события в экранах тв.

Утро жаркое, ветер слабый. Отчаливали мы снова в числе последних около 11:00. Марина была уже полупустой. При отчаливании случился неприятный казус, опять из-за неопытности команды, включая меня самого. Из-за промедления буквально в доли секунды с отдачей левого кормового швартового каната яхту развернуло и навалило на пирс левым бортом. Этому помогли навальный ветерок и работающий на малом вперед двигатель. Это урок всей команде: к отчаливанию нужно тщательно готовиться, заранее распутывать швартовые канаты, учитывать все нюансы, в том числе последовательность отдачи кормовых швартовых. В данном случае моя ошибка состояла в том, что сначала нужно было отдать левый швартовый, так как справа от нас была пришвартована другая яхта и она не дала бы нам навалиться бортом на причал. После того как мы навалились бортом на причал и каким-то чудом не поцарапали борт яхты, мы довольно долго потом выпутывались – уйти мешал навальный ветер, кроме того мы зацепились за подводные швартовые канаты бульбой киля и пером руля, слава богу в этот раз не намотали канат на винт как в Трогире – я вовремя поставил двигатель на нейтраль. Нам с опозданием пришел помогать харбор-мастер, помогали и французы с соседней лодки. Мы кинули кормовой швартовый канат французу и тот с носа своей яхты стал оттягивать нас за корму от причала. В итоге нам удалось отчалить ценой больших усилий, едва не зацепив корпусом яхты за бетонный причал. В общем повеселились. Урок на будущее: при навальном ветре один из кормовых швартовых является ключевым и позволяет удерживать лодку мотором на месте, его отвязывают последним и именно его мы ошибочно освободили первым.

Выйдя из марины Лумбарда, я направил яхту в пролив между островом Коркула и полуостровом Palesnjak. Ветер в проливе оказался, для нас уже традиционно, встречным. Ставим паруса и начинаем идти в лавировку. Выйдя в пролив, мы сразу увидели жемчужину этих мест – красивый древний город Коркула, родину известного мореплавателя Марко Поло. Будучи расположенным на мысе острове Коркула, древний город сильно выступает за береговую линию этого острова. Мы не дошли до Коркулы всего 3 – 4 мили и теперь могли с сожалением созерцать его только с воды, идя в лавировку мимо него – нам не пришлось в этот раз побродить по узким улочкам древней Коркулы, зато будет повод еще раз посетить это место.

Ветер усилился до 4 – 5 баллов, что вполне ожидаемо для сравнительно узкого пролива, яхта шла меняя галсы в лавировке с большими кренами. Вся команда не скучала: работали на лебедках попеременно отдавая и выбирая шкоты носового паруса – у них теперь была возможность потренироваться на частой смене галсов, а я сидел и держал штурвал (одновременно другой рукой мне приходилось держаться за релинги чтобы не соскальзывать – стоять было невозможно). Идя правым галсом мы имели возможность довольно близко подходить к Коркуле и разглядывать этот древний городок.

Между тем примерно к 17:00 мы миновали горло пролива и вышли в более широкое водное пространство, ограниченное с юга по-прежнему островом Коркула, а с севера вдали был виден высокий и так же как и Коркула вытянутый с запада на восток большой остров Хвар. Ветер по-прежнему дул с силой в 4 – 5 баллов и разогнал довольно приличную волну. Мы продолжали идти в лавировку вдоль северного берега острова Коркула. Я сделал несколько попыток приблизиться к берегу острова Хвар, имея целью достичь небольшого островка Scedric и встать на якорную стоянку в закрытой бухте этого островка. Но к островку Scedric ветер нас упорно не пускал, до него оставалось приличное расстояние порядка 9 миль по открытой воде, а дело шло к закату. Примерно в 19:00 я решил отказаться от первоначального плана дабы не попасть в ночное плавание под свежим ветром.Идя на запад вдоль Коркулы мы нашли маленькую закрытую бухточку с небольшим симпатичным поселком Prigradica на берегу этой бухточки. Там мы и встали на якорь. Помимо нас в бухточке уже стояла на якоре парусная яхта. Мне понравилось спать на палубе, если погода позволяет, ложусь спать укрываясь одеялом звездного неба, не забывая впрочем и шерстяное одеяло – ночью все же прохладно.

Все проснулись около 8:00, не спеша завтракали по неизменному меню: каша, чай/кофе и прочее. Купаемся. Соседняя яхта, также стоявшая на якоре всю ночь рядом с нами, ушла в море пока мы завтракали. Бухточка и поселок на ее берегах утром выглядят еще привлекательнее: чисто, уютно, скромно – в таком месте хотелось бы пожить некоторое время. В 10:00 мы снимаемся с якоря и выходим в море. Ветер слабый 2 – 3 балла, традиционно встречный для нас на весь обратный путь в Трогир, однако он позволяет нам, идя под парусами острым курсом, по спокойной пока воде пересечь большой десятимильный пролив между островами Коркула и Хвар. Через несколько часов мы достигаем небольшого острова Scedric, к которому стремились подойти в предыдущий день для якорной стоянки, но сегодня мы проходим мимо него, разглядывая его в бинокль. Временами ветер почти совсем стихает, мы тогда ныряем с лодки все по очереди. Я помню про виденный мной акулий плавник и плаваю в маске, стараясь просматривать под водой пространство вокруг лодки благо вода очень прозрачная и позволяет видеть достаточно далеко. Традиционно около 16:00 включается ветер, встречный для нас силой до 5 – 6 баллов. Мы продолжаем резать волну, уже по-взрослому идя в лавировку вдоль протяженного берега острова Хвар. Здесь произошел неприятный казус – мы разошлись в опасной близости с другой яхтой, также как и мы шедшей под парусами в лавировку. Я их видел, видел что наши курсы пересекаются, но не менял курса, так как мы шли правым галсом и по правилам имели преимущество. Но встречная яхта упорно шла нам в борт, мне пришлось довольно резко маневрировать, что под полными парусами в свежий ветер не так то просто сделать. Расходясь близко, мы увидели что на встречной яхте экипаж был, вероятно, не трезвым и состоял только из мужского пола – в общем уроды полные. На следующем галсе их яхта опять приблизилась к нашей, было похоже что эти пираты хотят нас взять на абордаж. Через некоторое время «пиратская» яхта помайнала паруса и ушла под мотором, а мы продолжали наш путь в лавировке. Через три часа мы достигаем западной оконечности острова Хвар, сбрасываем паруса и заходим под мотором в пролив между Хваром и Чертовыми островами, проходим мимо бухты городка Хвар, не останавливаясь в ней, потому что там негде причалить и можно только встать на якоре. Зато неподалеку на Чертовых островах есть марина и мы направляем яхту в нее. Это самая дорогая марина из всех, в которых мы стояли (475 кун – вдвое больше среднего). Но она расположена в уникальном красивейшем месте: на Чертовых островах заросли кактусов высотой в рост человека сочетаются с соснами, есть бамбуковые рощи. Сама марина прекрасно оборудована и может принять до сотни яхт, имея все удобства. На самих островах есть где погулять, укрываясь от солнца, есть много ресторанчиков-бунгало, есть и апартаменты – бунгало. На Чертовы острова круглосуточно можно добраться на катерах-такси. Ночь была душная, я попытался спать на палубе и поначалу мне удалось уснуть, но потом пьяная компания (похоже немцы, но могу ошибаться) с пьяными женщинами на пришвартованном слева от нас катамаране своим ором выжила меня в каюту. В марине стояло очень много яхт (несколько десятков), но бузили всю ночь только наши соседи на катамаране – «повезло» нам.

Выспались мы плохо, встали в 8:00. Солнце с утра уже нещадно припекает. Завтракаем традиционно на яхте. Соседей – буянов с утра не видно. Вскоре их катамаран отчаливает и уходит, за штурвалом молодой парень – похоже это шкипер по найму. Спасаясь от жары, мы купаемся прямо около нашей яхты с причала, вода в бухте чистая. Отчаливаем и уходим из марины в числе последних в 11:00. Ветер западный, поначалу слабый 1 – 3 балла, однако в проливе между островами Хвар и Брач у западного мыса острова Хвар он достиг шестибальной силы и нашу яхту, идущую острым курсом, изрядно валяло. Этот ветер позволял нам отклониться от генерального курса и пройти на северо-восток к знаменитому пляжу неподалеку от местечка Dugi Rat. Пляж этот славен тем, что в виде узкой галечной косы выдается далеко в море. Мы решаем дойти до этого пляжа, там встав на якорь сделать вылазку в море и на пляж, перекусить и двигаться снова на запад но уже вдоль побережья острова Брач, имея целью достичь острова Солта, где и заночевать на якоре в одной из бухт. Ветер, дувший через остров Хвар, стал вскоре стихать – мы вошли в зону затенения этого острова и двигались на восток вдоль берегов этого протяженного острова. Вскоре ветер стих окончательно и нам пришлось пройти оставшиеся 8 миль под мотором. Мы подошли к пляжу-косе настолько близко, насколько позволяла глубина и встали на якорь среди других яхт. Пляж представляет собой косу искусственного происхождения из мелкой гальки. Вся наша немногочисленная команда по очереди полезла в воду.

Вскоре мы отчалили и взяв курс на запад пошли вдоль берегов острова Брач. Ветер уже традиционно задул нам навстречу и примерно в 15:00 достиг силы в 4 – 5 баллов, позволяя идти в лавировку. Нам этого и было нужно, мы резали волну идя галсами держась берега острова Брач. К 19:00 мы миновали остров Брач, пересекли пролив между Брачем и островом Солта, пошли вдоль берега острова Солта уже под мотором, так как ветер к вечеру стал стихать. Вскоре мы встали на якорь на ночь в маленькой необитаемой бухточке, открытой с юга. После бурной ночи на чертовых островах (они вполне оправдали свое название) всем нам хотелось провести эту ночь в тихом спокойном месте. Вдалеке от нас в этой бухточке стоял на якоре парусный катамаран, людей не видно и не слышно ни на нем, ни на берегу. Вечером мы не купались, потому что ветром в нашу бухточку пригнало из моря сброшенный мусор и грязь от какого-то нечистоплотного судна. Спать я лег традиционно на палубе под звездами – на сей раз было тихо и хорошо. За двухнедельный поход меня уже так хорошо обдуло ветром со всех сторон, что я закалился и готов был бы спать на палубе даже при несильном ветре.

Завершающий переход в исходную точку двухнедельного маршрута – в Трогир. Утро ясное, в бухте где мы стоим тихо и безветренно, но в море совсем даже не безветренно – с самого утра дует свежий северо-западный ветер, от которого нас закрывают высокие берега нашей бухты. В бухте мы одни, катамаран ушел видимо совсем рано. Мы не спеша завтракаем, купаемся.  В море выходим в 10:30. На море уже приличная волна с барашками. Идти нам нужно на запад вдоль протяженного южного берега острова Солта, южнее него только открытое море. Ветер свежий, 5 – 6 баллов, и конечно же для нас встречный. Нам не привыкать, начинаем идти в лавировку. Ветер еще свежеет – адриатика явно хочет нас напоследок поболтать на волне. Катание действительно получается веселым, лодка прыгает по полной программе, идя острыми контргалсами. Я держусь одной рукой за штурвал, второй за трубу тента. Бессменная команда моя работает на шкотах носового паруса почти профессионально. Все идет хорошо, мы режем волну и я от удовольствия мурлыкаю себе под нос песенку «don’t worry – be happy», она хорошо совпадает с ритмом волны. Правым галсом лодка идет труднее из-за встречной волны, зато левым галсом она летит в легкую на 5 узлов с выгодным для нас курсом на северо-запад. Мы были не одиноки, помимо нас еще несколько яхт шли в лавировку и обходили нас. Я за ними не гнался, предпочитая стабильность хода азарту гонки. Были и такие, кто шел под мотором – их изрядно болтало и скорость была не более 3 узлов. Так мы в лавировку прошли порядка 8 миль вдоль берега острова Солта, завернули за его западный мыс и пошли на северо – восток напрямую в бухту Трогира, до которого оставалось пройти порядка 6 миль. Ветер став для нас галфвинд, позволял идти без лавировки, на одном гроте с убранным носовым парусом мы шли в 6 узлов. Носовой парус пришлось скинуть когда проходили в опасной близости маленьких островков и мелей вблизи бухты Солта с одноименным городком на ее берегах, там даже пришлось поманеврировать под мотором уходя от мелей. Выйдя снова на чистую воду мы поставили носовой парус и яхта разогналась в галфвинд до 8 узлов и чуть больше. Для нее это была очень хорошая скорость, видимо близкая к предельной. В бухту Трогира мы входили на полном курсе. В бухте было тесно – большое количество яхт шло в одну и ту же марину – не только у нас кончался маршрут в этот день. Подходим к заправочной станции уже с убранными парусами. Там неразбериха полная: толкутся пять яхт, непонятно кто за кем в очереди, все мешают друг другу. При этом солнце палит нещадно, а сильный попутный ветер не дает долго лежать в дрейфе – сдувает лодки в кучу, чтобы избежать столкновений мне приходится постоянно отрабатывать мотором. Проболтались мы у заправки не меньше часа, залили около 100 литров топлива на 720 кун – столько мы сожгли за две недели путешествия. Вскоре мы благополучно причалили в марине и на этом закончилось наше замечательное двухнедельное плавание по адриатике.

А для меня начались неизбежные хлопоты по сдаче лодки и связанная с этим нервотрепка (мне вспомнили намотанный на винт канат, лодку осматривали очень придирчиво, долго не возвращали депозит, до тех пор пока лодку снизу не осмотрел дайвер!!!). Что характерно: сдавал мне лодку по#уист, которому все по барабану, не спросишь – не скажет. А вот принимать у меня лодку этому перцу не доверили и принимали тщательно. В итоге все закончилось хорошо.

Некоторые итоги

Общая протяженность пройденного маршрута по генеральному курсу составила приблизительно 280 морских миль.

Погода для нас оказалась в целом благоприятной, мы познакомились с ветром Сирокко. Поражает стабильность и повторяемость западного ветра (он дул больше недели). Напрашивается аналогия с гигантским воздушным маятником: в течение трех дней Сирокко нагнал большую массу воздуха с востока на запад адриатики (прямой ход маятника). Эта масса уперлась в горные массивы и покатилась назад в форме западного ветра дувшего более недели (обратный ход маятника). Замечена интересная особенность местного бриза: нарастание ветра до 4-5 баллов после 15:00, выдыхается после 19:00. На второй неделе мы наконец то освоили хождение в лавировку против ветра – жизнь заставила. Крайние три дня я начал получать кайф от лавировки против свежего ветра, спасибо погоде, которая этому стабильно способствовала. Выявился ряд особенностей хорватских мореплавателей: они упорно не желают уступать дорогу при расхождении судов, даже если по правилам не имеют преимущества. Я в этом имел возможность убедиться на собственном и на чужих примерах. Рифил паруса я только однажды, когда вышли покататься под Сирокко, а уверенности в своих силах еще не было. Всю вторую неделю, идя в лавировку порой против свежего ветра, паруса мы не рифили. В порывах скорость ветра достигала 22 – 24 узла, при этом яхта сильно откренивалась: за штурвалом нельзя было стоять – скользили ноги по палубе, я сидя держался одной рукой за штурвал, второй за трубу тента. То есть можно и не рифить паруса, но все же при силе ветра выше 5 баллов лучше слегка зарифить паруса. Переходы дольше 5 – 6 часов в день лучше без большой нужды не планировать и не делать – устает команда. При кажущейся простоте, одними из самых непростых вопросов остаются швартовка и отчаливание: нужны продуманность, слаженные действия команды, четкие распоряжения шкипера. Лодку лучше заправлять топливом в конце маршрута, но не в конечной точке маршрута – там слишком много желающих, возрастает риск коллизии.

О чем сожалею: не побывали в городе Коркула – несколько миль не дошли до него просто потому что не знали.

Лучшее из мест в котором удалось побывать: Ластово.

Худшее из мест, в котором пришлось побывать: Вела Лука.

Июнь 2012 год

Адриатическое море Хорватия: 2 комментария

1. Приветик всем обитателям sail4ever.com ну и конечно главе портала 🙂

Мне у Вас нравится и я тоже начала делать сайты, но я девочка…. Кстати зовут меня Алиса (в стране чудес) есть в ВК http://vk.com/id273409895 только не надо гадости писать, а так дружу общаюсь.

Посмотрите и мой сайтик http://like-magazik.ru/ начальный этап, кто хорошо знает все в этой сложно сфере напишите в ВК что поправить лучше.