Ладога 2015

Начинаю неспешно писать и публиковать отчет по парусному походу по Ладоге.
Яхты яхтами, но в этом году мы решили вспомнить старые добрые времена парусных катамаранов и привезли на Ладогу нашего «Одиссея» М508.

День первый 02.07.2015

Традиционно местом старта выбрано Березово. Ночевала моя семья — команда в миниотеле, там же оставили машину.
Утро тихое солнечное, встаю рано и начинаю сборку «Одиссея»,  мне предстоят несколько часов работы.

brzv2

Из соображений снижения веса конструкции мотор для «Одиссея» мы оставили дома, не забыв взять весла.

Вскоре на стартовую площадку подтягиваются и начинают собирать свои корабли остальные участники нашего похода по Ладоге.

brzv3

На фото рождение катамарана «Рапануи»,  и его неизменный капитан Владимир Семенко, он также откликается на Вову и на Хоттабыча.

brzv4

А вот капитан третьего Альбатроса Игорь Кириллов, также он откликается на Игорюню и почему то не хочет откликаться на Вову.  А катамаран его мы окрестили «Гаргантюа» в соответствии с габаритами его команды 🙂

brzv5

А вот и матрос катамарана «Гаргантюа» Сергей Созинов. Он же кок для всей нашей прожорливой эскадры (на берегу на стоянках), а иногда еще и доктор.

d1_2

В 14:00 сборы закончены, вещи распиханы, «Одиссей» выходит в море. На фото наш юнга Федор. Хотя ему всего шесть лет, в море он выходит не впервые.

d1_1

На фото Знаменский Сергей, автор этого отчета и шкипер «Одиссея».

Вещей оказалось сильно много (еды) поэтому для команды на «Одиссее» тесновато и идет он неспешно. Ветер слабый 1 — 3 балла поэтому временами приходится помогать веслами.

Нас догоняют «Рапануи» и «Гаргантюа» отчалившие из Березово позже — вся эскадра в сборе.

d1_3

На фото морской волк — одиночка Владимир Семенко на своем неизменном катамаране «Рапануи» режет волну новыми поплавками, на заднем плане «Гаргантюа».

d1_5

Солнце близится к закату, ищем место для стоянки. В шхерах залива Лехмалахти много мест для стоянки, но жизнь там кипит и большинство мест уже кем то занято.  Например вот это место подошло бы (на фото),  но некуда поставить палатки — нас много для него.  Поэтому отчаливаем и идем искать дальше.

В 19:00 мы находим то что нужно — встаем на гладких скалах большого острова Кильпола (N61 08.8′ E030 01.3′), на первый взгляд довольно неприступных, вытаскиваем лодки разбиваем лагерь. Можно гулять.

d1_4

На фото старпом из команды «Одиссея» Лена Михальчева, а на берегу она наша мама и жена.

d1_6

Планы планы.. Всматриваемся в карты, чешем репу — на завтра запланирован переход на Верккосари — это маленький симпатичный остров на удалении 11 миль в открытом море — пустит ли нас туда погода?

d1_7

Наша стоянка находится близко к выходу из шхер в открытое море. На фото Верккосари едва виден как маленькая полоска далеко на горизонте за мысом слева.

День второй 03.07.2015

Утро пасмурное, погода для Ладоги спокойная, позволяет нам идти в открытое море по намеченному плану.
Завтракаем кашей, пытаемся кашу запихнуть в Федю — он сопротивляется, это нормально. Сворачиваем лагерь. Первого спускаем на воду со скалы «Одиссея» — на нем больше всего груза, мешают волны прибоя. В 11:00 мы выходим в море, нам идти к острову Верккосари 11 миль с магнитным курсом 70.
В открытом море ветер вскоре становится совсем слабым, продолжая оставаться попутным. Идем под полными парусами. Наша эскадра от нас сильно отстает — теряем их из вида. Остров Верккосари, к которому мы идем, также временами сливается с горизонтом и становится практически невидим. Через пару часов Ладога снова задышала — ветер начинает крепчать, оставаясь нам попутным юго-западным. К Верккосари мы приближаемся примерно в 15:00 с попутным шкваликом. Ветер достигает 5 — 6 балльной силы, раскачивает соответствующую волну. На «Одиссее» убран носовой парус, максимально зарифлен грот (практически спущен), и все равно мы идем со скоростью 4.5 узлов. На Верккосари скалистые берега, опасные для высадки при сильном волнении, а оно именно такое. Эскадру нашу по-прежнему не видно, связи с ней у нас нет. После некоторых колебаний решаем не пытаться высадиться на Верккосари, а продолжить движение прежним курсом в сторону острова Восcинансари, до него примерно 9 миль. Обходим Верккосари с юга. Нам по-прежнему помогает попутный шквалик, парусов не ставим. Через два с половиной часа приближаемся к Восcинансари, обходим его с севера пытаемся найти защищенное от волны и ветра место. Причаливаем, обхожу вдоль острова, нахожу стоянку с бухточкой (N61 12.4′ E030 41.4′), подходим к ней на весле к 18:00 — там и остаемся. За день пройдено 20 миль.  Островок посещается пресноводными тюленями (нерпой) и поэтому берега имеют характерный довольно резкий запах. Самих тюленей не обнаружено, позднее Лена нашла на острове несколько обгорелых скелетов нерпы — дело рук браконьеров. Островок живописный, низкий, поросший лесом, берега состоят из небольших валунов. Место для палатки найти непросто.

d2_4

На фото вид на море и Федор.

Сотовая связь на Воссинансари работает неустойчиво: я получил от нашей эскадры сообщения о том, что они высадились на Верккосари. Однако мои SMS ответы не отправляются и дозвониться не могу.
Разбиваем лагерь, начинаем готовить еду.

d2_1

На фото  наша маленькая бухточка на острове Воссинансари.

В 20:00 к моей великой радости в бухту заходит наша эскадра: «Гаргантюа», а следом «Рапануи». Оказалось, что в свежем ветре у острова Верккосари катамаран «Гаргантюа» уронил мачту. Поэтому они высадились на острове — погуляли и вернули на место мачту.
У катамаранов «альбатрос» такое бывает — соскакивает с крепления подветренная ванта если ее дополнительно не законтрить — после чего при смене галса мачта падает в самый неподходящий момент 🙂 неприятно но не смертельно. Как правило все альбатросоводы хотя бы раз наступают на эти грабли, после чего начинают контрить кольцо крепления ванты.
Не найдя нас на Верккосари, эскадра двинулась дальше и вот мы снова все вместе.

d2_5

На фото два Сергея (большой и поменьше 🙂

День третий 04.07.2015

Утро солнечное. Завтракаем и готовимся к переходу на Валаам, погода нас туда пускает- ветер юго-западный умеренный (2 — 4 балла).

d3_2

На фото Федя и Хоттабыч сидят перед дальней дорогой — традиция такая

Выход в море в 11:00.

d3_1

На фото катамаран «Гаргантюа» наполнил синие маскировочные паруса — из-за цвета парусов в море его почти не разглядеть издалека.

d3_3

А на этом фото «упругие тугие мышцы ветра натягивают кожу парусов» нашего Одиссея (цитата из В. Высоцкого)

d3_4

На траверсе знаменитый маяк на крохотном островке на подходах к Валааму

В соответствии с планом, пройдя 12 миль по генеральному курсу,  в 18:00 мы высаживаемся в бухте Дивной на острове Валаам (N61 21′ E030 59.4′). Бухта эта вполне оправдывает свое имя и потому очень посещаема туристами. Есть и еще причина популярности этой бухты — она одно из немногих мест на Валааме, где местная власть разрешает стоять лагерем.

d3_5

На фото узкий закрытый вход в бухту Дивная

Разбиваем лагерь на берегу Дивной, купаемся (я и Игорь). Вода   в Дивной теплее чем в Ладоге, но все равно не сильно теплая.

d3_6

На фото процесс разбивки лагеря — поиск места для палаток

d3_8

Лагерь наконец то разбит, корабли наши разгружены и вылезли на берег.

Наслаждаемся тихим вечером. К нам приходит инспектор Кирилл и «обилечивает» нас — платим мзду за стоянку по 70 руб с человека в сутки. Потом еще неспешно беседуем с Кириллом за жизнь — он хороший парень.

В Дивной на оборудованной стоянке расположилась с палатками большая группа велотуристов — их привез сюда катер (фото внизу). На следующее утро группа эта уплыла на катере, а окрестный лес в Дивной остался сильно загаженным в буквальном смысле этого слова — на красоте бухты это не сказалось, но впечатление от ее посещения сей факт нам подпортил 🙁

d3_9

День четвертый 05.07.2015

У нас намечена дневка на Валааме. Соседей — велосипедистов утром увозит катер и мы перемещаемся на их место на оборудованную стоянку. Там оборудован стол и костровище, туда лесники с Валаама привозят дрова.

d4_2

На фото закутанный от холода Федор на той самой стоянке сидит спиной к ветру

Погода ясная, но холодно, сильный ветер не ощущается только в лесу, на нашей стоянке костер жрет дрова и не греет.
Собираем экспедицию из желающих прогуляться вглубь острова к монастырю . В лагере остаются Вова (настоящий) и маленький Федор для которого пеший маршрут (туда-обратно 10 км) не по силам.

d4_3

На фото участники пешей экспедиции (Ленуся за кадром)

Остров явно пытаются окультурить. На Валааме строятся дороги, вдоль дорог прокладываются трубы, мимо нас пыля проносятся на машинах строители. Для нашего туристического восприятия такое окультуривание негативно и портит общее впечатление от посещения этого острова. Несколько лет назад прогулка к монастырю была значительно приятнее — шли по лесным дорогам и грунтовкам. Теперь и лесные дороги и грунтовки засыпаны гравием, ходить по которому удовольствие небольшое — хорошо что не взяли с собой Федора.

d4_4

На фото луга на Валааме

d4_5

На фото заросший рукотворный оросительный канал

d4_6

Мы приближаемся к монастырю. На развилке дорог стоит этот крест, вероятно здесь чья то могила.

d4_7

Идем мимо Монастырской бухты (на фото). Сама бухта красивая, на берегах портовые сооружения, многолюдно, замусорено. Поднимаемся к монастырю по длинной лестнице.

d4_8

На фото: у красного магазина рядом с монастырем

Наша экспедиция разделилась на части: большая часть отправилась в монастырь ставить свечки, а я остался у ворот монастыря в кошачьей компании.

d4_11

Сижу у ворот, жизнь течет мимо, проходит живописная разношерстная вереница посетителей монастыря. Сюда приезжает много паломников. Ко мне присоединяется некая дамочка — ей вдруг понадобился котенок с Валаама. Уходит не выбрав котенка 🙂
Вообще женщин среди паломников — посетителей этого острова — почему то больше чем мужчин. Они пытаются сделать невозможное, за один день посетить монастырь и скиты разбросанные по острову.

d4_9

На фото: моя кошачья компания — поголовно спят

Возвращается наша Экспедиция из монастыря и мы пылим обратно от монастыря в нашу Дивную бухту.

Лагерь цел, нас ждут Федя и Вова. Пока нас не было, они познакомились со змеей — гадюкой которая живет на скале рядом с нашим лагерем. Змею увидел Федя — она пыталась ползти мимо и предупредил Вову — тот чуть не наступил на нее — змея зашипела и они мирно разошлись. О змее, живущей на этой скале, известно еще с прошлых посещений острова (ее знают местные), но видеть ее мне никогда не приходилось.

День пятый 06.07.2015

Покидаем Валаам. Нам предстоит длинный переход на остров Путсари. Выходим из бухты Дивной в 12:30 ветер SW силой 3-4 балла, благоприятный для нас по направлению. Идем острым курсом вдоль берегов Валаама. Сзади на большом удалении вижу синие паруса «Гаргантюа». Вовы на «Рапануи» не вижу, последний раз я видел его белые паруса в лавировке на выходе из бухты Дивной. Радиосвязь есть только между «Гаргантюа» и «Рапануи», я пытаюсь звонить им по телефону — никто не берет трубу.
Идем по компасу, сверяем курс с координатами бухты на Путсари, внесенной в GPS. Когда мы приблизились к Путсари, на фоне ясного неба на 15-20 градусов к северу от курса нам стал виден большой столб белого дыма явно не от костра — похоже что на острове горел лес. На всякий случай звоним в МЧС и сообщаем о пожаре. Дым мы продолжали видеть на протяжении всего остатка нашего пути к Путсари. В 18:30 высаживаемся в знакомом по старым временам месте на огромный пустынный песчаный пляж (N61 29.8′ E030 28.8). Эскадра наша растерялась, на горизонте никого. Неспешно выбираем место для стоянки в сосновом лесу примыкающем к пляжу.

d5_2

На фото: тропа к стоянке

d5_4

На фото: Федор счастлив вполне — он попал в гигантскую песочницу. Вот только холодновато, поскольку солнце успело спрятаться за лес.